Структура программы
Lazarus IDE: Основы программирования в Windows
Несмотря на то, что всё потихоньку уходит в сеть, программирование для настольных компьютеров остаётся востребованным. И будет таковым ещё долго. Ну а самая распространённая операционная система для настольных компьютеров – это по-прежнему Windows. Поэтому любой программист, даже если он собирается стать веб-разработчиком, должен знать хотя бы основы создания программ для Windows. Подробнее... |
Хотим мы того или нет, но мы уже подошли к моменту, когда надо разобраться со структурой программы. Поскольку в своих экспериментах мы используем Паскаль, то это будет структура программы на Паскале. В других языках программирования структура может немного отличаться, но суть, как правило, остаётся похожей.
Program <имя программы>; Label <раздел меток>; Const <раздел констант>; Type <раздел типов>; Var <раздел переменных>; Procedure (Function) <раздел подпрограмм>; Begin <раздел операторов>; End.Программа состоит из заголовка программы и тела программы, за которым следует точка. Тело программы содержит раздел описаний (объявлений) и раздел операторов.
Заголовок начинается зарезервированным словом Program. Free Pascal позволяет исключить из программы заголовок.
Зарезервированные слова (иногда их ещё называют ключевыми или служебными) – это слова, которые в Паскале имеют строго определённое значения. Эти слова нельзя использовать для других целей. Список зарезервированных слов вы можете найти в справочной системе Free Pascal.
Раздел Const содержит объявления констант.
Раздел Type содержит объявления пользовательских типов данных.
Раздел Var содержит объявления переменных.
Раздел Label содержит объявления меток. Метки - это ещё не знакомые вам элементы языка. Использование меток в современных программах на языках высокого уровня считается дурным тоном. Поэтому я не буду в ближайшем будущем рассказывать о метках. Может быть когда-нибудь… Но не сегодня и не завтра.
Разделы Const, Type, Var, Label могут следовать друг за другом в любом порядке. Однако по разным причинам лучше придерживаться порядка, указанного выше.
В разделе подпрограмм описываются процедуры и функции, используемые в программе. В разделе операторов располагается текст самой программы. Более подробно о подпрограммах мы будем говорить далее. А пока посмотрите листинг 18.1, в котором приведена программа, использующая все элементы рассмотренной выше структуры.
Program prog; {имя программы} Label myLabel; {раздел меток} Const myConst = 0; {раздел констант} Type myType = byte; {раздел типов} Var myVar : myType; {раздел переменных} Function myFunc: byte; {раздел подпрограмм (функций)} begin end; Procedure myProc; {раздел подпрограмм (процедур)} begin end; Begin {раздел операторов} End.
Эта программа не выполняет никаких полезных действий, однако её можно откомпилировать и запустить на выполнение.
Как видите, в теле программы нет ничего. Однако программа компилируется без ошибок и нормально работает (точнее, нормально ничего не делает))).
Разобраться со структурой программы.
Догадаться, почему после слов Function и Procedure следуют слова begin и end.
Догадаться, почему после слова End в процедуре и в функции ставится точка с запятой, а не точка.