Структура программы

Lazarus IDE: Основы программирования в Windows Lazarus IDE: Основы программирования в Windows

Несмотря на то, что всё потихоньку уходит в сеть, программирование для настольных компьютеров остаётся востребованным. И будет таковым ещё долго. Ну а самая распространённая операционная система для настольных компьютеров – это по-прежнему Windows. Поэтому любой программист, даже если он собирается стать веб-разработчиком, должен знать хотя бы основы создания программ для Windows. Подробнее...

Хотим мы того или нет, но мы уже подошли к моменту, когда надо разобраться со структурой программы. Поскольку в своих экспериментах мы используем Паскаль, то это будет структура программы на Паскале. В других языках программирования структура может немного отличаться, но суть, как правило, остаётся похожей.

Program                 <имя программы>;
Label                   <раздел меток>;
Const                   <раздел констант>;
Type                    <раздел типов>;
Var                     <раздел переменных>;
Procedure (Function)    <раздел подпрограмм>;
Begin
                        <раздел операторов>;
End.
Программа состоит из заголовка программы и тела программы, за которым следует точка. Тело программы содержит раздел описаний (объявлений) и раздел операторов.

Заголовок начинается зарезервированным словом Program. Free Pascal позволяет исключить из программы заголовок.

Зарезервированные слова (иногда их ещё называют ключевыми или служебными) – это слова, которые в Паскале имеют строго определённое значения. Эти слова нельзя использовать для других целей. Список зарезервированных слов вы можете найти в справочной системе Free Pascal.

Раздел Const содержит объявления констант.

Раздел Type содержит объявления пользовательских типов данных.

Раздел Var содержит объявления переменных.

Раздел Label содержит объявления меток. Метки - это ещё не знакомые вам элементы языка. Использование меток в современных программах на языках высокого уровня считается дурным тоном. Поэтому я не буду в ближайшем будущем рассказывать о метках. Может быть когда-нибудь… Но не сегодня и не завтра.

Разделы Const, Type, Var, Label могут следовать друг за другом в любом порядке. Однако по разным причинам лучше придерживаться порядка, указанного выше.

В разделе подпрограмм описываются процедуры и функции, используемые в программе. В разделе операторов располагается текст самой программы. Более подробно о подпрограммах мы будем говорить далее. А пока посмотрите листинг 18.1, в котором приведена программа, использующая все элементы рассмотренной выше структуры.

Листинг 18.1. Структура программы на Паскале.
Program prog;             {имя программы}

Label myLabel;            {раздел меток}

Const myConst = 0;        {раздел констант}

Type myType = byte;       {раздел типов}

Var myVar : myType;       {раздел переменных}

Function myFunc: byte;    {раздел подпрограмм (функций)}
begin
end;

Procedure myProc;         {раздел подпрограмм (процедур)}
begin
end;

Begin
                          {раздел операторов}
End.

Эта программа не выполняет никаких полезных действий, однако её можно откомпилировать и запустить на выполнение.

Как видите, в теле программы нет ничего. Однако программа компилируется без ошибок и нормально работает (точнее, нормально ничего не делает))).

Домашнее задание:

Разобраться со структурой программы.
Догадаться, почему после слов Function и Procedure следуют слова begin и end.
Догадаться, почему после слова End в процедуре и в функции ставится точка с запятой, а не точка.


Инфо-МАСТЕР ®
Все права защищены ©
e-mail: mail@info-master.su

Яндекс.Метрика