Средства разработки программного обеспечения
Lazarus IDE: Основы программирования в Windows
Несмотря на то, что всё потихоньку уходит в сеть, программирование для настольных компьютеров остаётся востребованным. И будет таковым ещё долго. Ну а самая распространённая операционная система для настольных компьютеров – это по-прежнему Windows. Поэтому любой программист, даже если он собирается стать веб-разработчиком, должен знать хотя бы основы создания программ для Windows. Подробнее... |
Мы с вами научились писать программы на алгоритмическом языке. Однако компьютер алгоритмических языков не понимает. Поэтому для создания программ используются языки программирования.
Впрочем, языки программирования компьютер тоже не понимает. Поэтому ему надо как-то объяснить, что означают те или иные слова. Это делается с помощью специальных программ: компиляторов или интерпретаторов.
Сначала попробуем разобраться в том, чем компилятор отличается от интерпретатора.
Компилятор – это программа, которая считывает текст программы (исходные коды) и преобразует их в исполняемый файл – программу.
Интерпретатор также считывает текст программы, но при этом исполняемый файл не создаётся, а команды, написанные в исходных кодах, выполняются интерпретатором непосредственно во время считывания.
Например, всем известная программа 1С7.7 является интерпретатором. Программы, написанные в 1С7.7 не могут работать самостоятельно, а выполняются только с помощью оболочки (платформы) 1С.
Основными недостатками интерпретаторов являются низкое быстродействие и необходимость наличия у пользователя программы-интерпретатора. Компилятор же создаёт «готовый к употреблению» исполняемый файл, который достаточно разместить где-нибудь на компьютере пользователя и начать работать с программой. Однако во многих случаях используются именно интерпретаторы.
В давние времена практически все компиляторы работали только с командной строкой. Компиляция выполнялась примерно такой командой:
TURBO MYPROG.PAS
Где первое слово команды – имя программы-компилятора, второе – имя исходного файла. Это, конечно, упрощённая форма. На самом деле ещё использовались различные дополнительные параметры.
Затем появились более сложные компиляторы. И хотя я по привычке называю их компиляторами, на самом деле это уже были программные комплексы, состоящие из нескольких программ, таких как редактор исходного кода, отладчик, непосредственно компилятор и другие полезные утилиты.
Такие программные комплексы существенно облегчили жизнь программистам. Общее название таких программных комплексов – средства разработки программного обеспечения (или интегрированная среда разработки).
Самое большое отличие компиляторов второго поколения от своих более старших собратьев – это мощный редактор исходного кода. В окне редактора можно было работать одновременно с несколькими файлами. Из окна редактора нажатием одной клавиши можно было вызвать компилятор и создать программу.
Кроме того появились мощные средства отладки и поиска ошибок в исходных кодах. Примеры таких компиляторов: TURBO PASCAL, TURBO C и др.
Следующий шаг – это визуальные средства разработки. К ним относятся почти все современные программные продукты для разработки ПО. Визуальные средства разработки имеют графический интерфейс и выполняют огромное количество рутинных операций вместо программиста, за что им большое спасибо (а точнее, спасибо их разработчикам).
Достаточно сказать, что с помощью подобных средств можно написать вполне работоспособную программу вообще не зная никакого языка программирования (пример такой программы вы найдёте в этой книге Как стать программистом). Примеры визуальных средств разработки: Delphi, Visual Basic, Visual C++, Visual Foxpro, 1C, Lazarus и многие другие.
На этом повествование о средствах разработки мы не заканчиваем. Далее мы будем изучать работу с такими программами на примере бесплатной среды разработки Lazarus.